Положение о системе оценки достижения обучающимися с интеллектуальными нарушениями планируемых результатов освоения АООП

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новорогачинская средняя школа»
РАССМОТРЕНО
протокол заседания
педагогического совета

№

от 30.08.2024

СОГЛАСОВАНО
Председатель
Управляющего Совета
Приказ №

О.А. Шка1
сарн
рина

'Шё/

от

Положение
О системе оценки достижения обучающимися с интеллектуальными нарушениями
планируемых результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы
1. Общие положения
1.1. Положение о системе оценки достижения обучающимися с интеллектуальными
нарушениями
планируемых
результатов
освоения
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями МБОУ
Новорогачинская СШ разработано на основе и в соответствии с требованиями:
- Федерального закона Российской Федерацииот29.12.2012г. № 273-Ф3«0б образовании в
Российской федерации».
- Письма Министерства просвещения РФ от 19 мая 2020 г. №ДГ-493/07 «О проведении
итоговой аттестацрти лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19,12.2014 г. № 1598 «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ОВЗ».
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 24.11.2022г
№1026.
1.2. Настоящее положение регулирует деятельность учителя, работающего в классах и
реализующих Адаптированную основную общеобразовательную программу для детей с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), по текущему и итоговому
контролю.
1.3. Положение является локальным нормативным актом, принимается педагогическим
советом и утверждается руководителем учреждения.
1.4. Для формирования положительной мотивации к обз'^ению и созданию благоприятных
и комфортных условий, для коррекции и развития познавательной и эмоционально- личностной
сферы детей настоящим положением рекомендуется осуществлять текущий и итоговый
контроль с индивидуальным и дифференцированным подходом.
1.5. Текущая и итоговая аттестация обучающихся по адаптированной основной
общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) осуществляется в соответствии с разделом «Система оценки достижений
учащихся» Адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
1

2.

Порядок проведения текущей аттестации обучающихся с легкой умственной
отсталостью (Вариант 1)

2.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся - это систематическая проверка
учебных достижений обучающихся, проводимая педагогом в ходе осуществления
образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой.
2.2.Текущий контроль успеваемости проводится во всех классах школы (2-9), а также среди
воспитанников, обучающихся на дому.
2.3. Целями текущего контроля успеваемости являются:
Определение уровня и оценка степени освоения учащимися пройденных на период
проверки тем и разделов учебных программ;
- обнаружение (выявление) пробелов в знаниях, умениях и навыках отдельных учащихся
доступногоимобъемапрограммногоматериала,принятиесвоевременныхмеркустранению
этих
пробелов, предупреждения неуспеваемости учащихся;
Обеспечение оперативного управления учебным процессом, своевременное внесение
элементов коррекции в индивидуальные планы.

2.4. Виды и формы текущего контроля:
- устные: ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, сообщение по
избранной теме, чтение текста и др.;
письменные: тренировочные упражнения, практические работы, диктант, изложение,
сочинение, самостоятельные, проверочные, контрольные работы, тесты, рисунки, проекты и
др.;
Оценку обучающихся с легкой степенью умственной отсталостиво2-9-хклассахпо всем предметам
АООП, за исключением коррекционного блока, принято осуществлять по пятибалльной системе с
измененной шкалой оценивания.
2.5.
Общими подходами к оцениванию обучающихся с легкой умственной отсталостью по
учебным предметам во 2 - 9 классах являются:
«5»- за работу, вкоторойвыполненосвыше65%заданий
«4»-за работу, в которойвыполненоот50до 65%заданий
«3»-за работу, в которой выполненоот35%до50%заданий
«2»- за работу, в которойвыполненоменьше35%заданий
2.6. В 1 классе в течение года безотметочное обучение. Оценку предметных результатов
начинается со второго полугодия 2 класса, то есть в тот период, когда у обучающихся будут
сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета.
2.7. Текущие отметки обучающихся с легкой умственной отсталостью, заносятся в классный
журнал и в дневники обучающихся.
2.8.
Периодичность осуществления текущего контроля определяется учителем в
соответствии с учебной программой предмета. Для определения четвертной отметки
необходимо, чтобы в журнале у каждого ученика 2-9 классов было не менее 3 отметок.
(Приложение 1. Критерии и нормы оценки (отметки) обучающихся с легкой умственной
отсталостью по предметам).
3.
Порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с
легкой умственной отсталостью (Вариант 1)
3.1. Промежуточная аттестация обучающихся - процедура установления соответствия
2

содержания, уровня и качества обучения и воспитания учащихся, по завершении
определенного временного промежутка (четверть, год), требованиям действующих
АООП, степени и полноты освоения программ умственно отсталыми детьми, в
доступном для них объеме знаний по годам обучения.
3.2. Цели промежуточной аттестации:
■Определение соответствия уровня и качества знаний, умений, требованиям АООП;
Оценка качества освоения АООП по завершении отдельных этапов обучения;
Диагностика уровня и качества знаний по крупным разделам АООП;
■Обеспечение основания перевода, обучающегося в следующий класс.
3.3. Промежуточная аттестация проводится во 2-9-х классах в конце каждой четверти и
учебного года учителями, в срок не позднее, чем за два дня до окончания аттестационного
периода, на основании результатов текущего контроля успеваемости, контрольных работ,
тестирования, устных опросов и др.
3.4. Оценки за четверть выставляются на основе текущих оценок, оценки годовые выставляются на
основе четвертных с учетом проверочных, контрольных работ, диктантов и других оценочных
работ.
Годовые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в личное дело
обучающегося и являются основанием для его перевода в следующий класс.
3.5.
В первом классе школы промежуточная аттестация не проводится, т.к. в этом классе
исключается система балльного (отметочного) оценивания. В течение учебного года оценки
учащимся не выставляются. Допускается словесная объяснительная оценка.
Итоговая аттестация.
3.6. Итоговая аттестация осуществляется по завершению реализации АООП в форме двух
испытаний:
-первое -предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися
русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни;
-второе-направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
3.7. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
зачисленн^1х в образовательные организации с 1 сентября 2016 г. и получающих образование
в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, проведение
итоговой аттестации обязательно с 2024/25 учебного года.
3.8. Итоговая аттестация обучающихся 9 класса будет проводиться согласно локальному акту
МБОУ Новорогачинская СШ «О порядке и формах проведения итоговой аттестации
обучающихся с интеллектуальными нарушениями».
3.9. Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
зачисленные в МБОУ Новорогачинскя СШ, до 1 сентября 2016 г., получают образование в
соответствии с программами, по которым были зачислены на обучение. Соответственно норма
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью о проведении итоговой
аттестации на указанных обучающихся выпускных классов в настоящее время не
распространяется.
3.10. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости
оценки качества подготовки обучающихся.
3.11. К итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической
задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный
план.
3

3.12.
График проведения экзаменов и состав экзаменационной комиссии составляется
ответственным за УВР и утверждается директором школы

4.

Оценка достижения личностных результатов для обучающихся с
легкой умственной отсталостью.

4.1. Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества,
жизненные компетенции и ценностные установки обучающихся (сформированность
мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции).
4.2.
Возможные личностные результаты освоения АООП включают овладение
обучающимися социальными компетенциями, необходим^хх для решения практико­
ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений,
обучающихся в различных средах. Возможные личностные результаты определяются согласно
особым образовательным потребностям каждого ребенка с интеллектуальными нарушениями
на основе классификатора жизненных компетенций. Они заносятся в рабочие программы по
предметам и курсам, в программы коррекционно-развивающих занятий и внеурочной работы с
учетом индивидуальных возможностей, и специфических образовательных потребностей
обучающихся, а также специфики содержания предметных областей.
4.3. Основное содержание оценки личностных результатов овладения АООП строится
вокруг оценки:
-сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в
эмоционально-положительном отношении обучающегося к школе;
-ориентации на содержательные моменты образовательного процесса - уроки, познание
нового, овладение учебными умениями и навыками, характер учебного сотрудничества с
учителем и одноклассниками - и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как
пример для подражания;
-сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину,
знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю,
осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира;
развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
-сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении,
способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть
свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
-знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к
решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения
на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других
людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Процедура оценки личностных результатов освоения АООП.
4.4. В качестве критериев оценки выступает степень изменений психологических, социальных
и учебно-познавательных сторон личности ребенка. При таком подходе основными
критериями
оценки
личностн^гх
результатов
освоения,
обучающимися
с
интеллектуальными нарушениями АООП являются:
-уровень развития сферы межличностных отношений (адекватность общения с разными
4

группами людей);
-уровень эмоционально-волевой организации личности (диапазон базовых эмоций; понимание
своих чувств и адекватность их выражения вербальными и невербальными средствами;
уровень самоконтроля и саморегуляции поведения и др.);
-уровень социализации (социально-бытовые навыки, коммуникативные умения, способность к
работе в группе, способность к разрешению конфликтов и проблем, ответственность, ролевая
гибкость и др.);
-готовность к труду (наличие знаний, умений, навыков по самообслуживанию и жизненных
навыков - трудолюбие, наличие устойчивых избирательных интересов и т.д.)
Таким образом, оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов.
4.5. Оценка личностного прогресса проводится:
1.
По контекстной информации - интерпретации результатов педагогических измерений
на основе портфолио достижений и наблюдения. Педагог может отследить, как меняются,
развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности, и ряд других
личностных действий. Главный критерий личностного развития - наличие положительной тенденции
развития.
2.
В ходе урока или внеклассного мероприятия (беседы) педагог включает задания на
знание моральных норм и сформированности морально-этических суждений. Результаты
фиксируются в листах анализа (в произвольной форме по 1 занятию и серии занятий или в
листах оценки, мониторинга, наблюдения), накопительная оценка показывает освоенность
знаний, умений и проявления личностных качеств.
3.
В ходе ежедневных наблюдений за обучающимися на уроках и во внеурочное время.
Результаты фиксируются в листах
анализа,
накопительная оценка показывает
сформированность отдельных личностных результатов.
4.

Психологическая диагностика,
проводимая психологом,
имеющим
специальную профессиональную подготовку (беседы, интервью, анкетирование,
проективные
методики).
Дляполнотыоценкиличностныхрезультатовосвоенияобучающимисясумственной отсталостью
АООП учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки
служит анализ изменений поведения, обучающегося в повседневной жизни в различных социальных
средах (школьной и семейной).
Для отслеживания формирования и динамики развития личностных достижений,
обучающихся используются листы оценки, мониторинги, анкеты и др,:
- Лист индивидуальных достижений обучающегося. (таблица параметров и ориентиров динамики
развития социальной (жизненной) компетенции ребенка)
- Мониторинг сформированности личностн^гх результатов.
- Анкетадля родителей.
- Лист наблюдений учителя, предназначенный для отслеживания процесса формирования
личностных результатов обучающегося Приложение 3).
5.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной
оценки - оценка результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов).
Состав экспертной группы включает педагогических работников (зам. директора по УВР,
5

учителей, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога), которые хорошо
знают ученика. Основной формой работы участников экспертной группы является ППк
школы.
Основой оценки служит анализ поведения ребенка и динамики его развития в повседневной
жизни, листы оценки, результаты мониторингов.
Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению
действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного
развития по следующим шкалам:
1. Оценка качеств личностного развития (в баллах):
1- качество проявляется иногда (чаще нет, чем да, иногда вспоминает);
2-качество проявляется ситуативно (чаще да, чем нет, иногда забывает);
3-качество проявляется постоянно (сформировано)
2.
Оценки результатов развития жизненной компетенции -умений и навыков (в
баллах): 0 - не выполняет, помощь не принимает;
1-выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи;
2-выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;
3-выполняетсамостоятельноповербальномузаданию(полноеосвоениедействия).
3.
Оценка динамики возможного личностного развития и развития
жизненной компетенции (в баллах)
0 -отсутствие динамики (нет продвижения);
1 -минимальная динамика (минимальное продвижение);
2 -удовлетворительная динамика (среднее продвижение);
3 -значительная динамика (значительное продвижение).
4.6.
Комплексная оценка динамики проводится ежегодно (май) экспертной группой на
основании сравнения показателей (предоставляемых учителями и специалистами,
анкетирования родителей) личностного развития и делается вывод о достижении жизненной
компетенции за год по каждому показателю. Подобная оценка необходима экспертной группе
для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной)
компетенции ребенка (комплексной характеристики общего развития и достижения
результатов АООП обучающимся).
4.7. Документы, в которых отражаются индивидуальные личностные результаты
Освоения АООП каждого обучающегося.
1.
Индивидуальная оценка вносится в «Лист индивидуальных достижений личностных
результатов» (составляется на каждого ученика) - ведется психологом.
2. Оценка достижений и оценка динамики оформляется классным руководителем в форме
«Характеристики личностного развития ребенка» (составляется один раз в год, май).
3.
Результаты оценки личностн^хх достижений заносятся в «Индивидуальную карту
развития, обучающегося», что позволяет не только представить полную картину динамики
целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным
жизненным компетенциям.
5.
Порядок проведения промежуточной итоговой аттестации
обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (Вариант 2)
5.1. На основе АООП МБОУ Новорогачинская СШ разрабатывает СИПР, результаты
6

которого за полугодие выступают в качестве текущей аттестации обучающихся. В качестве
промежуточной (годовой) аттестации выступает оценка результатов освоения СИПР и
развития жизненных компетенций обучающегося по итогам учебного года. Для организации
аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной
основе).
Она объединяет разных специалистов (учителя, педагог-психолог, педагог-дефектолог,
педагог-логопед, социальный педагог), осуществляющих процесс образования и развития
обучающегося. К процессу аттестации обучающегося при необходимости привлекаются члены
его семьи.
Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребенка
в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребенка,
динамика развития его личности. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и
понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей личный уровень жизненной
компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения
составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребенка, оценивается
динамика развития его жизненных компетенций.
5.2. Исключается система отметочного оценивания. В течение учебного года оценки (отметки)
обучающимся не выставляются. Допускается лишь словесная объяснительная оценка.
5.3. Оценка достижений предметн^гх результатов по практической составляющей
производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия,
обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 - не выполняет, помощь н принимает.
1 -выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
2
-выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после
частичного выполнения педагогом.
3 -выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 -выполняет самостоятельно по словесной по операциональной инструкции.
5 -выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
5.4. Оценка достижений предметн^гх результатов по знаниевой составляющей производится
путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному)
знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 -н е воспроизводит при максимальном объеме помощи.
1 -воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами.
2 -воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.
3 -воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
4 -воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
5 -воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
5.5.
На основании сравнения показателей за полугодие (Приложение2). Примеры таблиц
предметных результатов) учитель делает вывод о динамике усвоения АООП и СИПР каждым
обучающимся с у/о по каждому показателю по следующей шкале:
0 -отсутствие динамики или регресс.
1 -динамика в освоении минимум одной операции, действия.
2 -минимальная динамика.
3 -средняя динамика.
4 -выраженная динамика.
7

5 -полное освоение действия.
5.6. Результаты достижений обучающихся с умеренной и тяжелой степенью производятся
безоценочно и предполагают три уровня освоения обучающимися АООП:
-Материал усвоен;
-Частично усвоен;
-Не усвоен
5.7. Словесная
отметка обучающимся по варианту 2 АООП выставляется
по двухуровневому принципу: «усвоено», «не усвоено».
В случае затруднений в оценке, сформированной действий, представлений в связи с
отсутствием видим^хх изменений, обусловленн^хх тяжестью имеющихся у ребенка нарушений,
оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные (даже
незначительные) результаты.
5.8. Итоговая аттестация. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с умеренной
и тяжелой умственной отсталостью (Вариант 2) АООП должно быть достижение результатов
освоения СИПР последнего года обучения и развитие жизненной компетенции обучающихся.
Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимся
СИПР, отражающую взаимодействие следующих компонентов:
-что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
-- что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
-насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Итоговая аттестация осуществляется в течение двух последних недель учебного года путем
наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий в естественных
и искусственно созданных ситуациях, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
Итоги освоения, отраженного в СИПР содержания и анализ результатов обучения
позволяют составить развернутую характеристику учебной деятельности ребёнка, оценить
динамику развития его жизненных компетенций.
Для оценки результатов освоения СИПР и развития жизненн^хх компетенций ребёнка
рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она
объединяет представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса,
тесно контактирующих с ребёнком, включая членов его семьи. Задачей экспертной группы
является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных
компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его
личности.
Результаты итоговой аттестации представляются в виде комплексной характеристики на
обучающегося.
5.9. Личностные результаты обучающихся (вариант2) освоения АООП включают:
1)
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному
полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональноеучастиевпроцессеобщенияисовместнойдеятельности;
3)
формированиесоциальноориентированноговзгляданаокружающиймирвегоорганичном
единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
8

смысла учения;
7)
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10)
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
11)
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.

9

Приложение 1.
Критерии оценки (отметки) обучающихся с легкой умственной отсталостью обучающихся по АООП
1. Предметная область язык и речевая практика. (Русский язык. Чтение).
Знания и умения, учащихся легкой степени умственной отсталости по русскому языку
оцениваются на основе устн^хх ответов и письменн^хх работ.
Устный опрос обучающихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков.
При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание:
а)правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения
изученного материала;
б) полнота ответа;
в)умение практически применять свои знания;
г)последовательность изложения и речевое оформление ответа.
К контрольным письменным работам относят, как правило, контрольное списывание,
контрольный диктант и грамматический разбор.
При оценке устных ответов, письменных работ и грамматического разбора следует
руководствоваться критериями.
Критерии для оценивания предмета «Русский язык» 2-9классы
Отметка «5»за устный ответ, если ученик: Обнаруживает понимание материала, может с
помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые
примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» за устный ответ, если ученик: Дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами
и исправляет их с помощью учителя. Делает некоторые ошибки в речи. При работе с
текстом или разборе предложения допускает одну- две ошибки, которые исправляет при
помощи учителя.
Отметка «3» за устный ответ, если ученик: Обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и
последовательно. Допускает ряд ошибок в речи. Затрудняется самостоятельно
подтвердить правило примерами и делает это с помощью учителя. Нуждается в
постоянной помощи учителя.
Отметка «2» за устный ответ, если ученик: Обнаруживает незнание большей или
наиболее существенной части изученного материала. Допускает ошибки в
формулировке правил, искажающие их смысл. В работе с текстом делает грубые
ошибки. Не использует помощь учителя.
Примерный объем текстов контрольных работ:
1 класс-8-10слов (на конец учебного года),
2 класс-вначалегода-10-12 слов,кконцугода-16-18слов,
3 класс-20-25слов,
4 класс-30-35 слов,
5 класс-45-50слов,
6-7класс-65-70слов,
8-9класс-75-80слов.
Отметки за письменные работы: 2-9
Отметка«5»: Ставится за работу без ошибок.
Отметка«4»: Ставится за работу с одной-тремя ошибками.
Отметка«3»:Ставится за работу с четырьмя - пятью ошибками.
Отметка«2»: Ставится за работу, в которой допущено шесть - восемь ошибок.
Грамматический разбор:
Отметка «5»: Ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий,
правил в процессе грамматического разбора. Работу выполняет без ошибок или
10

допускает исправления.
Отметка «4»: Ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет
применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
Отметка «3»: Ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала,
затрудняется в применении своих знаний. Допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним
из заданий.
Отметка «2»: Ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с
большинством грамматических заданий.
2. Критерии оценивания учебного предметов: чтение, речевая практика. (2-4 классы)
2 класс
Отметка «5» выставляется, если учащийся:
Читает по слогам (с переходом к концу года на чтение целыми словами) правильно с однойдвумя самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты; соблюдает синтаксические
паузы; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного; пересказывает прочитанное полно,
правильно, последовательно; твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Отметка «4» выставляется, если учащийся:
Читает по слогам, затрудняясь читать целиком даже легкие слова; допускает одну- две
ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз. Допускает неточности в ответах
на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно илис
незначительной помощью учителя. Допускает при чтении стихотворения наизусть однудве самостоятельно исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.
Отметка «3» выставляется, если учащийся:
Затрудняется в чтении по слогам трудных слов. Допускает три- четыре ошибки при
чтении и соблюдении синтаксических пауз. Отвечает на вопросы и пересказывает
содержание прочитанного с помощью учителя. Обнаруживает при чтении наизусть
нетвердое усвоение текста.
Отметка «2» выставляется, если учащийся:
Затрудняется в чтении по слогам даже легких слов; допускает более пяти ошибок при
чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и пересказе
содержания, прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя.
3-4класс:
Отметка «5» выставляется учащемуся, если он:
Читает целыми словами правильно, с одной- двумя самостоятельно исправленными
ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV
классе- логических ударений; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного
полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает
его выразительно.
Отметка «4» выставляется учащемуся, если он:
Читает целыми словами. Некоторые трудные слова- по слогам. Допускает одну- две
ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе- логических ударений.
Допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет
их самостоятельно или с незначительной помощью учителя. Допускает при чтении
наизусть одну- две самостоятельно исправленные ошибки. Читает наизусть
недостаточно выразительно.
Отметка «3» выставляется учащемуся, если он:
Читает, в основном, целыми словами, трудные слова- по слогам. Допускает три четыре
ошибки при чтении, соблюдение синтаксических и смысловых пауз, в IV классе логических ударений. Отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с
помощью учителя. Обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Отметка «2» выставляется учащемуся, если он:
Читает, в основном, по слогам, даже легкие слова. Допускает более пяти ошибок при
чтении и соблюдении синтаксических пауз. В ответах на вопросы и при пересказе
11

содержания прочитанного искажает основной смысл. Не использует помощь учителя. Не
знает большей части текста, который должен читать наизусть.
Чтение (литературное чтение) 5-9классы
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло, выразительно, с
соблюдением норм литературного произношения; выделяет основную мысль
произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на
части и озаглавливает их с помощью учителя (в 8-9 классах легкие тексты самостоятельно); называет главных действующих лиц произведения, характеризует их
поступки; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно,
последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает, в основном, правильно, бегло;
допускает 1 -2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания,
передающих интонацию, логических ударений; допускает неточности в выделении
основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;
допускает при чтении наизусть 1 -2 самостоятельно исправляемые ошибки; читает
наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам; допускает 3 -4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки- в соблюдении
синтаксических пауз; 3 -4 - в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания,
передающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль произведения
или части рассказа с помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает части с
помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведении я,
характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно,
непоследовательно,
допускает
искажение
основного
смысла
произведения;
обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает по слогам; допускает более 5 ошибок
при чтении, при соблюдении синтаксических пауз; не может выделять основную мысль
произведения, части рассказа даже с помощью учителя; не делит текст на части; не
называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки;
отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая
основной смысл; не использует помощь учителя; не знает наизусть части текста.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные
тексты.
Нормативы техники чтения (количество слов в минуту) на полугодие и конец года
Класс

1уровень
(без нарушения
произношения)
слов/мин

1
2
3
4
5
6
7
8
9

8-10
15-20
25-30
35-40
45-60
60-65
70-80
80-90
90-100

2 уровень
(незначительные
речевые
нарушения)
слов/мин
5
10-15
15-25
30-35
40-50
55-60
60-70
70-80
80-90

3 уровень
(выраженные
Нарушения
речи, отсутствие
речи)
Проводится
с
учетом
индивидуальных особенностей
и
потенциального
возможностей обучающегося,
отслеживается
динамика
относительно самого ребёнка
(учитываются буквы, слоги,
отдельные слова)

3. Математика и информатика.
12

Текущий контроль успеваемости (знаний и умений) учащихся по математике
оцениваются по результатам индивидуального и фронтального устного опроса,
текущих
письменн^1х
работ.
Промежуточная
аттестация
обучающихся
осуществляется, как правило, путем выполнения контрольных письменных работ.
По своему содержанию письменные контрольные работы при промежуточной
аттестации могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только
построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными, - это зависит от
цели работы, класса и объема проверяемого материала.
Объем контрольных работ должен быть таким, чтобы на их выполнение учащимся
требовалось не более: во 2-3 классах 25 - 40 мин, в 4 - 9 классах 35 - 40 мин. Причем
за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и успеть ее
проверить.
Оценка устных ответов.
Оценка «5» ставится ученику, если он:
а) дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может
подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и
умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными
математическими представлениями;
б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу,
объяснить ход решения;
в)умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
г) правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение
фигур по отношению друг друга на плоскости в пространстве;
д) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью
измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность
работы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует
требованиям, установленным для оценки «5» , но:
а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в
дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных
промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на
образы реальных предметов;
в) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих
анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора
действий; г) с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет
геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве,
по отношению друг к другу
д)выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи
учителя, сосредоточивающего внимание ученика на существенных особенностях
задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа
замечает и
самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена
оценка
«5».
Оценка «3» ставится ученику, если он:
а) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы
на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;
б) производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с
соблюдением алгоритмов действий;
13

в)понимаетизаписываетпослеобсуждениярешениезадачиподруководствомучителя;
г) узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на
плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя, или учащихся, или с
использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью
вопросов учителя;
д) правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения
последовательности работы, демонстрации приемов ее выполнения.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей
части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других
учащихся.
Письменная проверка знаний и умений учащихся.
При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных
контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика,
особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо
однородными(толькозадачи,толькопримеры,толькопостроениегеометрическихфигур и
т.д.), либо комбинированными, это зависит от цели работы, класса и объема
проверяемого материала.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены: 1-3 простые
задачи, или1-3 простые задачи и составная (начиная со II класса), или 2 составные
задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на
порядок действий, начиная с III класса), математический диктант, сравнение чисел,
математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие
геометрические задания.
При оценке письменных работ, учащихся по математике грубыми ошибками
следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения
правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий,
выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение
посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно
выполнить измерение и построение геометрических фигур.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания
числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в
формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей,
чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе.
Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые
широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов
действий, величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
Оценка«4»ставится, если в работе имеются 2-3негрубыеошибки.
Оценка «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная или
решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно
выполнена большая часть других заданий.
Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решать и
выполнено менее половины других заданий.
При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в
которых не предусматривается решение задач:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнены
правильно. Оценка «4» ставится, если допущены 1-2
негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.
Оценка «2» ставится, если допущены 3-4 грубые ошибки и ряд негруб^хх.
14

При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием
(решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объемов и
т.д., задач на измерение и построение и др.):
Оценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач
на вычисление или измерение, а построение выполнено недостаточно точно.
Оценка «3» ставится, если не решена одна из 2-3 данных задач на вычисление, если
при измерении допущены небольшие неточности; если построение выполнено
правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также
при обозначении геометрических фигур буквами.
Оценка «2» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получен
неверный результат при измерении или нарушена последовательность построения
геометрических фигур.
4. Критерии по предметам образовательных областей "Естествознание» (Мир
природы и человека, Природоведение, Биология, и «Человек и общество
(основы социальной жизни, Г еография, Мир истории, История Отечества).
Оценка устных ответов.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание пройденного
материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и
обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний в практике, в
жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на
правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в
основном, последователен в изложении учебного материала.
Оценка «4»выставляется ученику, если он дает ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании
отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает
ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых предметов
в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» выставляется ученику, если он обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно
полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи;
затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с
помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки,
вызванные недопониманием учебного материала.
Оценка «2» выставляется ученику, если он обнаруживает незнание большей,
или наиболее существенной, части изученного материала. Допускает ошибки в
формулировке правил, понятий, искажает их смысл. Не всегда в состоянии понять и
ответить на поставленный вопрос. Делает грубые ошибки в изложении материала, не
использует помощь учителя.
Оценка письменных и тестовых работ оценивается в соответствии с общими
подходами к оценке обучающихся с легкой умственной отсталостью.
5. Предметная область «Технология» (Ручной труд, профильный труд)
Обучение труду в начальной школе (1-4 классы) осуществляют учителя начальн^хх
классов. При промежуточной аттестации оценивается умение учащихся выполнять
практические работы - поделки из предложенного материала.
На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная
работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня
сложности, готовит необходимый поделочный материал и инструменты, знакомит
обучающихся с заданиями, учитывающими индивидуальные возможности каждого.
Результат продвижения в развитии определяется продуктивностью деятельности
учеников
15

(умениемизготовлятьразличныеподелки)иуровнемразвитияречи(умениемдать
словесный отчет о проделанной работе и анализ своего изделия по вопросам учителя).
Профильный труд в 5-9 классах ведут учителя техногоии.
При проведении промежуточной аттестации (за четверть и учебный год) учащиеся
выполняют практические контрольные работы, согласно программным требованиям и
профилю обучения.
Учитель самостоятельно определяет контрольные работы для воспитанников, с
учетом отработанного материала программы, возможностей конкретного ученика и
материально- технического обеспечения мастерской, готовит необходимый материал и
инструмент для промежуточной аттестации, теоретические вопросы. Работы хранятся
у педагога, в течении года.
Оценка ученику по трудовому обучению при промежуточной аттестации в 5-9
классах выставляется на основании двух оценок: за устный ответ (теоретические
сведения) и практическую работу.
Критерии оценивания по ручному труду в начальной школе.
2-4класс
Оценка «5» выставляется ученику, если он ориентируется в задании, подбирает
материал и инструмент для работы, изготовление поделки самостоятельно. Может
сделать необходимую оценку, измерения с помощью наводящих вопросов учителя.
Употребляет в речи слова и фразы, обозначающие пространственные признаки
предметов.
Оценка «4» выставляется ученику, если он в ходе изготовления поделки
допускает небольшие неточности, не влияющие на основные параметры поделки,
которые исправляет при помощи учителя. Не может, без помощи учителя,
самостоятельно ответить на отдельные вопросы.
Оценка «3» выставляется ученику, если он выполнять самостоятельно, без
помощи учителя, предложенные поделки не может. Не всегда контролирует свои
действия, требует постоянного внимания со стороны учителя при выполнении
задания. Нечетко отвечает на поставленные вопросы, нередко недопонимания их.
Оценка«2»выставляется ученику, если он не ориентируется в заданиях, не
понимает их. Не может организовать работу на своем месте, самостоятельно и с даже
помощью учителя изготовлять порученные изделия. Речь несвязная.
5-9классы (Профильный труд)
Оценка «5»:
Теоретические сведения: дает словесный отчет о выполненной работе. С помощью
наводящих вопросов учителя может рассказать о последовательности операции
изготовления, применявшихся инструментах.
Практическая
работа:
практическая работа выполнена самостоятельно.
Выдержаны все параметры изделия. Соблюдена последовательность выполнения
операций.
Оценка«4»:
Теоретические сведения: затрудняется в ответах по заданным вопросам. Нечетко
формулирует содержание отдельн^гх операций по технологии изготовленной работы.
Практическая работа: практическая работа выполнена самостоятельно с небольшой
помощью учителя. Выдержаны основные параметры изделия.
Соблюдена
последовательность выполнения операций.
Оценка«3»
Теоретические сведения: не всегда правильно понимает и дает правильный ответ на
поставленный вопрос. Не в полном объеме понимает порядок выполнения
предложенного задания.
Практическая работа: практическая работа выполнена с помощью учителя.
Выдержаны в основном все заданные параметры изделия. Не во всем соблюдать
16

последовательность выполнения операций. Требует постоянного контроля со стороны
учителя.
Оценка«2»:
Теоретические сведения: слабо владеет речью, не способен сформулировать ответ
на поставленный вопрос по порядку выполнения контрольной работы.
Практическая работа: практическая работа не выполнена даже с помощью учителя.
Не выдержаны основные параметры изделия. Не соблюдалась последовательность
выполнения операций.
Примечание:
Превалирующее значение имеет оценка за практическую работу:
5. Предметная область «Физическая культура»
Предмет - адаптивная физическая культура
При оценивании успеваемости по адаптивной физической культуре учитываются
индивидуальные возможности обучающихся, согласно рекомендациям врача: уровень
физического развития, двигательные возможности и последствия заболеваний учащихся
(структура дефекта).
Главными требованиями при оценивании умений и навыков является создание
благоприятных условий для выполнения изучаемых упражнений и их качественное
выполнение:
-как ученик овладел основами двигательных навыков;
-как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата;
-как понимает и объясняет разучиваемое упражнение;
-как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество выполнения;
-как понимает объяснение учителя, спортивную терминологию;
-как относится к урокам;
Критерии для оценивания адаптивной физической культуры
Оценка «5»выставляется, если при выполнении упражнения допущены мелкие ошибки.
Оценка «4» выставляется, если при выполнении упражнения допущено не более одной
значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены 2 значительные ошибки и несколько грубых.
При повторных выполнениях упражнений ученик может улучшить результат.
Оценка«2»
выставляется, если упражнение не выполнено. Причиной невыполнения
является наличие грубых ошибок.
Примечания:
1. Мелкие ошибки - ошибки, не влияющие на качество и результат выполнения
упражнения:
- Неточность отталкивания;
- Нарушение ритма;
- Неправильное исходное положение.
2. -Значительные ошибки - ошибки, не вызывающие особого искажения структуры
движений,
но влияющие на качество выполнения упражнения, хотя
количественный показатель ниже предполагаемого ненамного:
- старт не из требуемого положения;
- отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
-бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
- несинхронность выполнения упражнения.
3. Грубые ошибки -ошибки, искажающие технику движения, влияющие на качество и
результат выполнения упражнения.
6. Критерии для оценивания предмета «Музыка»
Отметка «5» выставляется, если у ученика:
Сформированы музыкальные представления, понятия, умения в соответствии с
17

программными требованиями. Развит интерес к музыкальной деятельности и
музыкально- эстетические
чувства,
проявляет
активность
в музыкально­
исполнительской деятельности на основе достаточно развитого волевого напряжения;
осознает зависимость успехов от прилагаемых усилий, активен во всех видах
музыкальной деятельности; связь компонентов музыкальной деятельности устойчива.
Отметка «4» выставляется, если у ученика:
Сформированы музыкальные представления, понятия, чувства, интерес, но испытывает
трудности в оперировании ими. Понимает примерное содержание музыкальных
произведений, средства музыкальной выразительности, но к негативному относится
безразлично. В музыкальной деятельности активен, но при наличии внешнего
пробуждения. Осознает зависимость успехов от прилагаемых усилий, доброжелателен в
отношениях. Связь всех компонентов музыкальной деятельности устойчивая.
Отметка «3» выставляется, если у ученика:
Музыкальные предоставления, понятия и умения сформированы частично, оперирует
ими неумело. В музыкальной деятельности малоактивен и принимает участие лишь
вместе с коллективом класса группы). Недостаточно выражены волевые качества.
Понимая связь усилий и успехов, допускает халатность, леность. В учебной
деятельности малоактивен.
Отметка «2» выставляется, если у ученика:
Музыкально- эстетические понятия, представления, умения не прочны, неадекватны.
Нет стремления к познанию и деятельности. Интерес к музыкальной деятельности
неустойчивый. Активности в коллективн^хх делах не проявляет. Компоненты не
устойчивы. Эмоционально- чувственная сфера недоразвита.
6. Рисование (изобразительное искусство)
2 класс
Отметка «5»выставляется, если ученик:
Проводит от руки линии в нужных направлениях, ориентируясь на плоскости листа
бумаги, не поворачивая его при этом. Размещает изображение на листе бумаги в
соответствии с заданными опорными точками. Равномерно закрашивает рисунок
цветными карандашами, соблюдая его контуры, различает и называет цвета. Рисует
от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы. Различает по
форме и цвету чередование элементов в узоре. Узнает в иллюстрациях персонажей
народных сказок, проявляет эмоционально- эстетическое отношение к ним.
Отметка «4» выставляется, если ученик: Допускает незначительные ошибки в
размещении предметов на листе бумаги. Неравномерно закрашивает рисунок.
Рисует от руки геометрические фигуры иногда прерывистой линией.
Отметка «3» выставляется, если ученик: Не всегда ориентируется на плоскости
листа бумаги, при рисовании поворачивает лист. Путает цвета, закрашивание
рисунка неравномерное. Геометрические фигуры рисует, не соблюдая контуров
предметов. Путается в названиях персонажей народных сказок.
Отметка «2» выставляется, если ученик: Не умеет проводить линии в нужном
направлении, размещать изображение предмета на листе в нужном месте. Не умеет
рисовать от руки различные геометрические фигуры. Не знает персонажей
народных сказок.
3 класс
Отметка «5» выставляется, если ученик:
Правильно располагает лист бумаги в зависимости от пространственного
расположения рисунка. Размещает изображение предмета посередине листа бумаги, в
геометрической форме правильно распределяет величину изображения (предмета) на
листе. Делит лист на глаз на две на четыре равные части. Рисует от руки предметы
разной формы, передает и анализирует с помощью учителя их характерные
особенности. Рисует узоры из геометрических фигур в квадрате по образцу. В
18

рисунках на темы может изображать равные предметы: ближние - крупнее, дальниеменьше. Различает цвета и их оттенки. Узнает характерные признаки времен года,
передаваемые средствами изобразительного искусства, в иллюстрациях картин. С
помощью учителя анализирует свой рисунок.
Отметка «4» выставляется, если ученик:
Размещает изображение предмета на листе бумаги с помощью учителя. Не всегда
четко делит лист на части на глаз правильно. Иногда путает цвета. С трудом
анализирует рисунок.
Отметка «3» выставляется, если ученик:
Правильно располагает на листе бумаги изображение предмета только с учителем.
Слабо ориентируется на плоскости листа, искажает при изображении от руки
геометрические формы предметов не всегда правильно.
Отметка «2» выставляется, если ученик:
Не умеет правильно расположить лист бумаги для рисования. Не может изобразить
предмет на листе. Не умеет рисовать геометрические формы правильно, не различает
их конфигурации. Не различает цвета, не узнает на иллюстрациях характерные
признаки времен года и др.
4 класс
Отметка «5» выставляется, если ученик:
Правильноопределяетвеличинуизображениявзависимостиотразмералистабумаги.
Умеет передавать в рисунках формы предметов несложной геометрической формы
в их пространственном положении, используя при построении симметричных фигур
осевые линии. Используя различную штриховку, передает объемную форму
предметов,
подбираетипередаетврисункахцветаизображаем^1хпредметов.Пририсовании
может
пользоваться гуашевыми красками. Анализирует рисунок по вопросам учителя. В
речи может употреблять слова, обозначающие пространственные признаки
предметов. Может рассказать о содержании и особенности произведения
изобразительного искусства.
Отметка «4» выставляется, если ученик:
Делает незначительные ошибки в изображениях форм предметов на листе бумаги,
использовании штриховки для передачи объема фигуры.
Отметка «3» выставляется, если ученик:
Ошибается в определении величины изображаемого предмета в зависимости от
размеров листа бумаги. Слабо выражает объем фигуры при рисовании. Путается при
рассказе содержания произведения изобразительного искусства.
Отметка «2» выставляется, если ученик:
Не может определить величину изображения, передать форму и объем фигур.
Не умеет пользоваться красками. Не может рисовать геометрические фигуры. Не
имеет представления об анализе своего рисунка и иллюстраций.
5 -9класс
Отметка «5» выставляется, если ученик:
Использует речевой материал начальной школы. Называет теплые и холодные цвета.
Знает способы построения узора в квадрате, передачи глубины пространства. Знает о
видах изобразительного искусства, о работе художников, фамилии некотор^хх из них.
Умеет изображать с натуры и по памяти предметы несложной конструкции,
планировать изобразительную деятельность в процессе работы над рисунком,
сравнивать части в целой конструкции по величине. Рисует круг в условиях
перспективы, использует тень для передачи объемности предмета, рисует узор,
сочетая его с формой украшаемого предмета. Способом тонирования кистью,
изображает фон гуашью, может использовать в работе смешанные краски. Работать
акварелью по мокрой и сухой бумаге.
Отметка «4» выставляется, если ученик:
19

Допускает незначительные ошибки в построении фигур в квадрате, при изображении
предметов с натуры и по памяти, при тонировании кистью.
Отметка «3» выставляется, если ученик:
Слабо владеет речевым материалом. Делает ошибки при изображении предметов, с
натуры и по памяти. Неумело владеет кистью, способами тонирования, использовать
правильно смешанные краски.
Отметка «2» выставляется, если ученик:
Не знает и не определяет цвета, вт.ч. тепл^хх и холодн^хх тонов. Не имеет
представления о видах изобразительного искусства. Не изображает ни с натуры, ни
по памяти предметы, даже простейшей конструкции. Пользоваться краской и кистью
не умеет.

20

Приложение2.
Оценочные таблицы предметных результатов, обучающихся с
умеренной, тяжелой умственной отсталостью.
На основании сравнения показателей за 1 и 2 полугодия учитель делает вывод о
динамике усвоения АООП каждым обучающимся с умственной отсталостью по каждому
показателю.
Предметные результаты математика.
Параметры
1 кл. 1 кл.
(2
(1
полуго полуго
дие)
дие )
Математика
1. Прямой числовой ряд(без
сбоя)
2.Обратный числовой ряд
Представления о числах и циф рах
1.Знание цифр
2.Соотнесение цифры и числа
3.Письмо цифр под диктовку
4.Знание места числа в ряду,
соседей числа.
Устный счёт в пределах
Тип счёта
1. Самостоятельно
2.На конкретном материале
(пальцах, линейке и т.д.)
3.На конкретном материале с
Помощью педагога
4.Понимание смысла действий
Ориентировка во втором
десятке
Ориентировка
в
сотне,
тысяче
и
понимание разрядности в сотне
и тысяче
Сравнение чисел.
Состав чисел.
Сложение и вычитание.
Умножение (табличное)
■ С опорой
■ Б езопоры
Деление
(табличное,
внетабличное)
■ С опорой
■ Без опоры
Знание порядка выполнения
арифметических действий.
Знание
основных единиц
измерения величин.
Знание
геометрического
материала.
21

2 кл.
(1
полуго
дие )

2 кл.
(2
полуго
дие)

3 кл.
(1
полуго
дие )

3 кл.
(2
полуго
дие)

4кл
(1
полуго
дие )

4 кл.
(2
полуго
дие)

Чертёжно-измерительные
навыки.
Решение задач
1.Простых
2. Составных
2.Чтение
1.Знание букв
2.Есть ли правильное слияние
3.
Чтение
медленное
послоговое
4.
Чтение
правильное
послоговое
5.
Чтение
правильное
послоговое, короткие
слова
целиком
б.Чтение целыми словами,
отдельные слова по слогам
7.Беглое чтение
8.
Понимание
смысла
прочитанного
9.Пересказ текста.
10.Заучивание стихотворений.
Э.Письмо
1. Письмо отдельных слов
печатными буквами
2.Развитие мелкой моторики
3.3нание письменных букв
4.
Умение
списывать
с
печатного текста
5.Умение писать под диктовку
1. Знание правил
Знает и применяет
Знает, не
применяет Не
знает
2.Грамматические задания
Знает и применяет
Знает, не применяет
Не знает

4. ЗНАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
Параметры

1кл.
(1
полу
годи
е)

1кл.
(2
полу
годи
е)

Основные сведения о себе и своей
семье
Основные сведения о своей улице, городе,
стране
Знания времен года и их признаков
Знания количества и
22

2кл.
(1
полу
годи
е)

2кл.
(2
полу
годи
е)

3кл.
(1
полу
годи
е)

3кл.
(2
полу
годи
е)

4кл
(1
полу
годи
е)

4кл.
(2
полу
годи
е)

последовательность
месяцев и их временных принадлежностей
Знания количества и последовательность дней
недели
Определение положения одного предмета

23

Относительно другого
Знания основн^1х профессий людей
Знания и представления о животном мире и
сезонн^1х изменениях в их жизни
Знания и представления о растительном мире и
сезонн^1х изменениях в их жизни
Знание основных материалов и их свойств
Умение составлять небольшие рассказы о
природе с использованием дополнительной
литературы
Знание строения основных частей тела человека
Критерии оценки параметров:
5баллов-всегда,
4 балла - часто,
3балла-иногда,
2 балла - редко,
0 баллов - никогда

27

Приложение 3. Лист наблюдений учителя, предназначенный для отслеживания процесса
формирования личностных результатов обучающегося.
Лист наблюдений учителя
№

Показатели оценки

Оценка (уч.год)
Начало

1
2
3
4
5
6

Называет область, район, деревню, в котором живет, свой домашний
адрес (улицу, дом)
Описывает свое физическое состояние (жарко, холодно, больно и т.п.).

25
26

Говорит о своих нуждах (хочу пить, хочу есть и т.п.).
Способен осознавать изменения в окружающей обстановке
Способен приспособиться к изменяющимся условиям
Пользуется социально-бытовыми навыками в школе (убрать за собой,
навыки гигиены).
Следит за своим внешним видом.
Может обратиться к учителю
Адекватно ведет себя в разных ситуациях
Способность обратиться за помощью к взрослому
Инициативен в общении со сверстниками
Способность поддерживать дружеские отношения со сверстниками
Способен обратиться за помощью к сверстнику
Может рассказать о своих родителях
Может рассказать о себе
Способен контролировать свои действия.
Нравится учиться в школе
Умеет слушать собеседника,
Делится своими впечатлениями
Отвечает на вопросы
Выполняет просьбы
Может оценить свою работу с точки зрения «красиво-некрасиво».
Может оценить работу сверстников с точки зрения «красивонекрасиво».
Понимает смысл ценностей «Семья», «Школа», «Учитель»,
«Друзья».
Способен испытывать чувства стыда, вины.
Знает основные моральные нормы и ориентирован на их выполнение.

27
28
29
30
31

Соблюдает школьный режим дня
Вредные привычки
Сформированы навыки гигиены
Соблюдает правила дорожного движения;
Знает и соблюдает правила безопасного поведения в школе

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

27

Конец


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».